Мажилис одобрил поправки в республиканский бюджет на 2015-2017 годы

Сегодня в ходе пленарного заседания Мажилиса Парламента РК Министр национальной экономики РК Ерболат Досаев представил законопроект «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2015-2017 годы». В своем выступлении он подчеркнул, что уточненный Прогноз социально-экономического развития Казахстана на 2015-2019 годы макроэкономических показателей сформирован с учетом предварительных данных развития отраслей экономики за 2014 год и текущей ситуации на мировых товарных рынках по ценам на основные экспортные товары.В 2014 году экономика Казахстана развивалась в условиях значительного изменения ситуации на мировых рынках и геополитической нестабильности в мире.За 2014 год мировые цены на нефть и железную руду снизились в 2 раза.На этом фоне, по предварительной оценке, экономика Казахстана выросла на 4,3% в 2014 году.Основной вклад в прирост ВВП за 2014 год внесло производство услуг, где рост составил 6,0%, вклад - 3,3 п.п.В разрезе услуг наибольший рост отмечается в торговле (9%), связи (8,5%) и транспорте и складировании (7%).В промышленности рост составил 0,3% за счет увеличения производства продукции в обрабатывающей промышленности на 1,0%. Объем производства в горнодобывающей промышленности снизился на 0,3%.С учетом эффекта проведенной корректировки тенге инфляция составила 7,4%.С начала текущего года с учетом снижения мировой цены на нефть более чем 2 раза и возможного дальнейшего ухудшения разработаны прогнозы развития экономики Казахстана при цене на нефть 50, 40 и 30 долл. США за баррель и снижении индекса цен на металлы на 5,0%.Объем добычи нефти во всех сценариях составит в 2015 году 80,5 млн. тонн, в 2016 году - 80,8 млн. тонн году, в 2017 году - 86,0 млн. тонн, в 2018 году – 90,0 млн. тонн и в 2019 году – 93,0 млн. тонн.Базовый сценарий предполагает снижение цены на нефть с 80 долл. США до 50 долл. США за баррель в 2015-2017 годах и 60 долл. США за баррель в 2018-2019 годах.Рост ВВП оценивается на уровне 1,5% в 2015 году, что ниже ноябрьского уточнения на 3,3 п.п., 2,2% - в 2016 году (ниже 3,1 п.п.), 3,3% (ниже на 3,4 п.п.) - в 2017 году, 3,6% в 2018 г. (ниже на 2,2 п.п.) и 4,1% (ниже на 2,4 п.п.) в 2019 годуИсходя из этого,номинальный ВВП на 2015 год прогнозируется в объеме 41 307,6 млрд. тенге, что ниже относительно уточненного в ноябре показателя на 2 413,7 млрд. тенге с увеличением до 59 869,9 млрд. тенге к 2019 году.ВВП на душу населения увеличится с 12,8 тыс. долл. США в 2015 году до 17,6 тыс. долл. США в 2019 году.Промышленность сократится на 0,3% в 2015 году (на 1,7 п.п. ниже от уточненного показателя) с повышением до 2,0% в 2019 году (ниже на 3,5 п.п.).Рост сферы услуг сократится до 2,2% в 2015 году, в результате снижения объемов производства и экспорта промышленной продукции и замедления инвестицийПо прогнозам Национального банка объем экспорта снизится на 44,7% до 43,6 млрд. долл. США, импорт снизится на 21,8% до 34,7 млрд. долл. США в 2015 году.Уровень инфляции сохранен в прежнем коридоре 6-8%.На основе уточненного прогноза макроэкономических показателей уточнен прогноз параметров республиканского бюджета на 2015 год.С учетом уменьшения прогноза по ВВП и импорту доходы республиканского бюджета (без учета трансфертов) при цене на нефть 50 долларов США/баррель в 2015 году оцениваются в объеме 3 219,9 млрд. тенге, что на 939,6 млрд. тенге ниже утвержденного плана.В целях частичной компенсации ожидаемых потерь в доходах дефицит бюджета предлагается увеличить в 2015 году на 259,4 млрд. тенге (до 1 256,5 млрд. тенге) или с 2,3% до 3,0% к ВВП.Размер гарантированного трансферта из Национального фонда в 2015 году сохранен на утвержденном уровне (1 702 млрд. тенге).С учетом поручений Главы государства, данных на расширенном заседании Правительства 11 февраля текущего года, и решения СУНФ от 16 февраля 2015 года предлагается в рамках проекта Государственной программы инфраструктурного развития «Нурлы Жол» перераспределить на новые антикризисные меры в 2015 году 101 млрд. тенге, в том числе:- 30 млрд. тенге, запланированные в 2015 году из Нацфонда на строительство социальной инфраструктуры, путем уточнения их целевого назначения, из них 17,3 млрд. тенге направить на строительство объектов образования, в первую очередь, на ликвидацию трехсменного обучения и аварийности школ, 12,7 млрд. тенге – на предоставление организациям дошкольного образования государственного заказа;- 71 млрд. тенге путем переноса средств, предусмотренных в 2016 году из Нацфонда на софинансирование проектов МФО, модернизацию ЖКХ, строительство автодорог и арендного жилья, направить на:- поддержку АПК – 20 млрд. тенге;- подведение инфраструктуры для проектов в рамках ДКБ-2020 – 10 млрд. тенге;- защиту внутреннего рынка через развитие технического регулирования – 5 млрд. тенге;- активизацию проведения геологоразведки – 6 млрд. тенге;- увеличение строительства жилья – 30 млрд. тенге.Облигационный займ АО «Байтерек» из Национального фонда в сумме 100 млрд. тенге, предусмотренный на финансирование субъектовпредпринимательства в 2016 году, предлагается также перенести на 2015 год в сумме 75 млрд. тенге, из них:- 70 млрд. тенге в виде облигационного займа, из них: на поддержку отечественных автопроизводителей – 20 млрд. тенге; производства вертолетов – 10 млрд. тенге; производства пассажирских вагонов – 5 млрд. тенге и поддержку экспортеров – 35 млрд. тенге;- 5 млрд. тенге в виде целевого трансферта на капитализацию фонда гарантирования долевых вкладов для начала его работы.- 25 млрд. тенге из оставшейся суммы в 2016 году будут направлены на экспортное и предэкспортное финансирование – 15 млрд. тенге, 10 млрд. тенге – на дополнительную капитализацию фонда гарантирования долевых вкладов.Объем целевых трансфертов из Национального фонда в 2015 году увеличится дополнительно на 76 млрд. тенге и составит 783,5 млрд. тенге.В соответствии с решением СУНФ и учитывая возможное дальнейшее ухудшение ситуации в экономике страны, предлагается 250 млрд. тенге, предусмотренные на дополнительную капитализацию Фонда проблемных кредитов, из 2-го транша по стимулированию экономики в рамках 1 трлн. тенге, включить в Резерв Правительства.Расходы республиканского бюджета на 2015 год прогнозируются в объеме 7 244,5 млрд. тенге с уменьшением относительно утвержденного объема на 610,7 млрд. тенге.