Закон о ГЧП открывает новые возможности для государства и бизнеса

Основные механизмы развития государственно-частного партнерства (ГЧП) предусмотрены в новом Законе "О государственно-частном партнерстве", принятом в рамках Концепции новой бюджетной политики.

ГЧП дает возможность бизнесу на взаимовыгодных условиях реализовывать социально значимые проекты путем построения долгосрочного сотрудничества с государством во всех сферах и отраслях национальной экономики, в том числе строительстве школ, детских садов, поликлиник, автомобильных дорог и т.д.. При этом, государство получает дополнительные возможности для решения вопросов социальной сферы, бизнес – благоприятные условия для предпринимательской деятельности и гарантии получения прибыли.

Основной целью Закона является формирование и усиление долгосрочного сотрудничества между Республикой Казахстан и частным сектором путем объединения ресурсов для повышения уровня доступности и качества общественных благ и услуг.

«Наряду с такими базовыми сферами как образование, здравоохранение и строительство автодорог, Закон предполагает развитие ГЧП во всех отраслях и сферах экономики, за исключением особо охраняемых природных территорий, водохозяйственных сооружений (плотины, гидроузлы), имеющих особое стратегическое значение» - отмечает директор Департамента бюджетных инвестиций и развития государственно-частного партнерства МНЭ РК Нурым Аязбаев.

Нурым Аязбаев поясняет, что с принятием закона о ГЧП в Казахстане внедряется механизм «конкурентного диалога», когда государство объявляет о планируемом проекте ГЧП, а все заинтересованные лица могут участвовать в обсуждении и разработке концепции проекта, конкурсной документации и проекта договора ГЧП.

Основные нововведения Закона:

1. Возможность проведения прямых переговоров (частная финансовая инициатива), когда частный партнер может инициировать проект по объекту, находящемуся в его собственности.

2. В проектах ГЧП могут принимать участие субъекты квазигосударственного сектора, как со стороны государства, так и со стороны частного партнера.

3. Внедрены новые виды контрактов (сервисные контракты, контракты жизненного цикла) и другие нововведения.

В реализацию нового Закона ГЧП приняты необходимые нормативно-правовые акты: 6 приказов, 2 постановления и
1 Указ Президента (по перечню объектов, не подлежащих передаче в ГЧП).

В настоящее время существует 3 способа инициирования проекта ГЧП.

Первый, в рамках Закона «О концессиях». Реализация проекта вытекает из инвестиционного предложения на государственный инвестиционный проект с дальнейшей разработкой концессионного предложения, конкурсной документации и проекта договора концессии.

Второй, в рамках нового Закона «О ГЧП». По сравнению с концессией этап планирования проектов ГЧП оптимизирован, т.е. он начинается с разработки непосредственно концепции проекта ГЧП. Если концессия ориентирована преимущественно на крупные инфраструктурные проекты, то новый Закон позволяет быстро запустить «малые проекты» на региональном уровне с проведением конкурса по упрощенным процедурам.

Третий способ инициирования проекта -частная финансовая инициатива. Новый механизм определения частного партнера, применяемый в международной практике, позволяет заключать договора ГЧП путем прямых переговоров. Заключение договора ГЧП возможно при наличии у частного партнера готового объекта для реализации на его базе проекта ГЧП. При этом частный партнер вправе самостоятельно инициировать переговорный процесс с государством и заключить соответствующий договор.

Аналогичный механизм возможен в инновациях: в случае если у частного партнера имеются исключительные права на объекты интеллектуальной собственности.

На сегодня разработана вся необходимая законодательная и методологическая база ГЧП, а также сформирована институциональная система.

В условиях ограниченности бюджетных средств ГЧП становится реальной альтернативой реализации социально значимых проектов путем построения долгосрочного сотрудничества Правительства, регионов и бизнеса на взаимовыгодных условиях.